Вернуться к
списку Героев славянской мифологии
>>>
Алеша
Попович -
богатырь, фольклорный персонаж русских сказаний и былин. Младший из тройки самых
известных богатырей, упоминается вслед за Ильей Муромцем и Добрыней
Никитичем.
Алёша не столько сильный персонаж, сколько более хитрый. Он отличает именно не
силой а другими качествами, сметливостью, удалью, находчивостью. Алёше
Поповичу свойствен двойственен характер, порой он готов обмануть даже своего
названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет
ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне)
Шутки богатыря иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его
товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В
целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Из славного Ростова, красна города,
Как два ясные сокола вылетывали,
Выезжали два могучие богатыри,
Что по именю
Алешенька Попович млад
А со молодом Екимом Ивановичем.
Гуляя в чистом поле, богатыри наезжают на камень, указывающий
на три дороги: одна в Муром, другая в Чернигов, третья в Киев. Алеша предлагает:
Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру.
Так еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав
киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй
Муромцем и Добрыней Никитичем.
Главный его подвиг —поединок с Тугарином.
В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как
чудовище:
В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
Промеж плечей косая сажень,
Промежу глаз калена стрела,
Конь под ним — как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит.
Это явно мифологический персонаж, но, что характерно
для былин, он действует в обстановке исторического Киева. Он выступает
как чужеземный захватчик. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами
встречают его с почетом — они бессильны ему сопротивляться. Его несут двенадцать
слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, Тутарин проглотил
ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за
Тугарином, — это Алеша.
Он сидит на печи и надсмехается:
У нас. у дядюшки, была собака старая,
Да охоча собака да по пирам ходить,
Да и костью собака да задавилася,
Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.
Взбешенный этими словами, Тугарин
бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить
нож. Вслед за этим между ними происходит поединок — уже в чистом поле.
Тугарина окружают змеи огненные. У его коня -- крылья, а в некоторых версиях
и сам Тугарин имеет за плечами крылья, правда, почему-то бумажные. Алеша
прежде всего молится Богу, чтобы тот принес дождь, который вымочил бы крылья.
Так и происходит, и Тугарин не может подняться в небо, а на земле у него
сила уже не та. Алеша прибегает к хитрости — он заставляет Тугарина обернуться
назад («Что за силу ты с собой ведешь?») и мгновенно наносит удар. Он возвращается
в Киев, держа на острие копья голову Тугарина. В былинах, записанных в
XVIII—XIX веках, есть подробности, выставляющие в очень не-выгодном свете
князя Владимира и особенно княгиню Апраксию. Владимир выглядит со-вершенно
беспомощным и трусоватым, Тугарин унижает его, и он молча все терпит. А
для княгини Тугарин — «друг милый», и она бранит богатыря за то, что тот
разлучил ее с ним. Не решаемся утверждать, что эти же мотивы в текстах
былин более раннего вре-ени выражались столь же отчетливо. В характере
былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство,
и хитрость, резкость поступков и высказываний.
На Руси верили в то, что жил в действительности богатырь Алеша.
Под именем «храбра» Александра (Олеша) Поповича он упоминается в летописях как
историческое лицо. Он родом из Ростова, успешно бьется с различными
противниками, участвует в княжеских междоусобицах и гибнет вместе с другими
«храбрыми» в битве на реке Калке, состоя на службе у киевского князя Мстислава
Старого. |
|