Вернуться к
списку Героев славянской мифологии
>>>
Баба-яга, сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос,
сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» [Афанасьев,
1957]; «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след
заметает» [Даль, 1882]; «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила»
[Афанасьев, 1957]; «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее
распущены» (Печ.).
В. Даль пишет, что яга – «род
ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами
выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим
мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим
страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж:; кто видит ягу,
становится нем» [Даль, 1882].
информация с сайта
http://slavyans.myfhology.info
Яга живет «в глухом лесу, вне
обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны:
«ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»... руками
она «в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет»«
[Черепанова, 1983]. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается
змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.
О бабе-яге, отталкивающего вида лесном
божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в
основном сказки. Анализу этого образа посвящено много исследований, в том числе
фундаментальные труды А.А. Потебни [Потебня, 1865] и В.Я.Проппа [Пропп, 1986].
В.Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества,
некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально,
возможно, такое божество имело облик женщины-животного) [Пропп, 1986].
Особое внимание привлекает
костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или
змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых,
начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей,
олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа
смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может
быть, червя» [Лаушкин, 1970]. По мнению К.Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу
богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе
связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах:
змея – человек со змеиным хвостом – одноногий человек – хромой и т.п.).
В.Я.Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно
мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское «змея» не является
исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом
земля – «ползающая по земле»«, – пишет О.А.Черепанова, высказывая предположение,
что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга [Черепанова,
1983].
Один из возможных
отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве – прослеживаемый в
верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или
полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т.п.
В русских сказках
яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и
«хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в
животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин
животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает
превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении
дарит волшебное животное» [Пропп, 1986].
Образ бабы-яги в сказках слагается из
разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги».
Это, во-первых, «яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает
героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т.п. Второй тип –
яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует
бегство и спасение). Третий тип – яга-воительница, прилетающая к героям в
избушку, вырезающая у них из спины ремень и т.п. В.Я. Пропп считает образы
яги-похитительницы и яги-дарительницы состоящими в теснейшем историческом
родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии
человека в царство мертвых. Он полагает, что некогда существовавший обряд
посвящения превращение отразился в сюжетах сказок.
В сказочных сюжетах яга-баба – своеобразный проводник в иной мир; она испытывает
героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
Для бытующих поверий XIX-XX вв. «сказочный» образ
яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе
относительно реальном.
Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают,
что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных
ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая
или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу».
Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
информация с сайта
http://slavyans.myfhology.info
В таком облике бабы-яги проглядывают черты
лесного, а также стихийного, летающего божества, духа (см. ЛЕШИЙ, ВИХРЬ). Она
напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку;
напоминает и ведьму.
По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о
древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого
ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность
которых сохранилась в XIX в.
Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне
некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и
«занятиям» ведьму, колдунью.
«С проявлением земледелия и земледельческой
религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в
злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не
символическое пожирание» [Пропп, 1986].
И у бабы-яги и у ведьмы
длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться,
летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью,
часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью
оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их,
лишить жизни и т.п. (см. ВЕДЬМА).
В ряде районов России ягой-бабой (подчеркивая необычность, загадочность,
отталкивающий облик такого существа) именуют лешачиху,
полудницу: «Яга-баба – лешачиха» (Арх.);
«Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены» (Печ.).
Мультфильм "Гуси - лебеди"
Баба-Яга
( «лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской
мифологии лесная старуха-ведьма.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое
предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена
ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей
подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы
Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках
и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы - Яти и злой
Лоухи,
хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом
же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы - Яги соединились
черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые
Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
В сказках западных и восточных славян говорится,
что Баба - Яга живет в дремучем лесу или на краю леса,
в "избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор
из человеческих костей с черепами на столбах. На
воротах вместо запора - руки. Вместо замка - рот с острыми зубами
Избушка Бабы - Яги может поворачиваться вокруг
оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом.
Чтобы попасть в избушку,
герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать по-ставила!
К лесу задом, ко мне передом".
Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается
погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности),
и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя,
попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые
сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только
после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в
мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение
и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба - Яга - соглашается оказывать
ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает
необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.
Она — антагонист героя сказки: прилетев
в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме
образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы,
помощника героя.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза),
Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В
частности, распространено такое описание - Баба - Яга, костяная нога, сидит
"на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок
врос".
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить
её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем
такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей,
согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о
ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,
известны в германской, греческой и других мифологиях.
|
|