Род - Родитель всего живого и сущего
у древних славян. Род породил все
что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого,
духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды.
Род упоминает в летописях с главными божествами вместе
с рожаницами, сопровождавшими его женскими
божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального
рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и
древнее наименования щур, дед.
Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем
плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай)
Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни
на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес
на Землю души людей, когда рождаются дети.
Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира,
"Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ
творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и быстъ человекъ въ душю живу: то
ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...",
упомянут, например, в поучениях против язычества "О вдохновении святаго
духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи "Четьи Минеи" из
древнерусского духовника. Возможно, как
Стрибог, т.е. стрый
(старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских
летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал:
"Среди многообразных божеств, которым они посвящают
поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога,
господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь
о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них
обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем
ближе он стоит к этому богу богов" . Таким "Богом богов" у западных
славян именуют
Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
"Тому вещей
Боян и первое припевку, смысленый, рече: "Ни хытру, ни горазду, ни пытъцю
горазду Суда Божиа не минути". Было бы смешно, если бы внук Велесов,
обращался к иному суду, кроме языческого, Велесова ли или суда Рода. Мы
предполагаем, что и тут под именем Бога скрывается как раз Род.
Роду сопутствуют
рожаницы. В "Вопросах
Кирика находим", памятнике словесности XII века:
"Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед...",
как-то связаные с судьбой. Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц -
судиницами - а главное, спосмертной жизнью язычника, перерождением "мужского
принципа" через "женский".
Иногда упомянута только одна Рожаница: "Извыкоша елени класти требы
Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен
доиде се слов, и ти начата требы класть Роду и Рожаницам,... а се егуптяне требы
кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и растителъ класом" . В светлой
ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): "Артеми, юже
нарицаютъ Родъ" . Любопытно, что в качестве синонима к "родъ"
Срезневский проводит слово "геена, огонь неугасимый". Род по
Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его
противнику, Сатане, равным ему по "назначению": "То,
иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а
вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам" .
Рожаницами многие полагают
Ладу и Лелю (см.),
хотя ни разу их не именуют так. Ясно, что Рожаницы - девы жизни и судьбы,
которым "с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание
рожаницамъ" , и люди еще в 13 веке "готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще
демонови чърпания" "А овце вернии людъи, иже работаютъ Богу, а не рожаницам "Ставление
трапезы рожаницам i прочая вся служенъя дъавола"
В шестнадцатом веке в "Уставе преподобного Саввы" находим такой
исповедальный вопрос: "не
сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и
рожаницам, и
Перуну,
и
Хорсу,
и
Мокоши, пила и ела?"
Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических
символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что
имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует
Рудру. Кумиры такие ставят
всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду
лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то
предлагается заменить их кленом.
Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде "пасхальных" яиц на
могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный
Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам
Сварожич, как солярный бог.
Птицей Рода следует почитать также
утку. А рыба Рода - щука,
потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя.
|
|