Белобог
- Один из верховных добрых богов древних славянских народов. Бог удачи
и счастья.
В сознании древнего человека весь мир делился на две части - благоприятную
и враждебную человеку. Каждая из них управлялась своим богом, определявшим
человеческую судьбу. Одно божество отвечало за все хорошее (Белый бог),
а другое за вce плохое (Черный бог - Чернобог).
Существование веры в Белобога подтверждается связанными с ним топонимами,
сохранившимися до наших дней у разных славянских народов - названиями гор
(холмов). Так гора Белобог встречается в Сербии, под Москвой еще в XIX
веке существовала местность под названием "Белые боги".
Популярность Белобога подтверждается многочисленными упоминаниями в
средневековых хрониках, куда включались рассказы путешественников из других
стран. Так немецкий монах Гедьмольд, посетивший славянские страны в XII
веке, писал в хронике, названной его именем, что славяне не начинают никаких
серьезных дел без жертвы Белобогу.
Со временем вера в Белобога была утрачена, хотя следы ее сохранились
до наших дней. Так, например, до сих вор считается, что белый цвет приносит
удачу, сопутствует всем проявлениям жизни. В конце же концов в, русских
сказках образы Белобога и Чернобога слились в единого персонажа, получившего
название «Доля», Судьба.
О древнем Белбоге доселе сохраняется живая память в белорусском предании как
Белуне. Белун представляется старцем с длинною белою бородою, в белой одежде и с
посохом в руках; он является только днем и путников, заблудившихся в дремучем
лесу, выводит на настоящую дорогу; есть поговорка: «цёмна у лесе без Белуна».
Его почитают подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун присутствует
на нивах и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой
ржи, с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть
себе нос; когда тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун
исчезает. Поговорка: «мусиц посябрывся (должно быть, подружился) с Белуном»
употребляется в смысле: его посетило счастье . Это рассыпание Белуном богатств
основывается на древнейшем представлении солнечного света золотом.
Филология превосходно подтверждает такой дуалистический взгляд
славянских племен на явления природы. Слова, означающие свет, блеск и тепло,
вместе с тем послужили и для выражения понятий блага, счастия, красоты,
здоровья, богатства и плодородия; напротив, слова, означающие мрак и холод,
объемлют собою понятия зла, несчастия, безобразия, болезни, нищеты и неурожая:
а) прилагательное белый (Бел-бог) собственно значит: светлый, ясный. Сближая
слово свет (syjet, swiat) с родственными формами индоевропейских языков, мы
находим в санскрите cveta= белый, эпитет, придаваемый божеству солнца . При
возведении живописующего признака, выразившегося в определенных звуках, до
общего понятия о предмете, первоначальная изобразительность слова делается
нечувствительною для слуха и потому подновляется обыкновенно эпитетом, который и
остается за ним, как «постоянный». Такой эпитет находим мы в выражениях: белый
свет и белый день; из них первое получило смысл вселенной, т. е. всего видимого,
озаренного небесным светом; литов. swie-tas и др.-прус. switai также
употребляются в обоих смыслах - и как мир, и как стихия света .
Выражение, встречаемое в галицкой песне : белый месяц соответствует
обыкновенной эпической форме: светел или ясный месяц; в заговорах упоминается
бел-горюч камень алатырь; колесницу Солнца возили белые
кони. Согласно с этим
древним значением, с корнем бел = бил соединяется идея плодородия, изобилия: у
Нестора волхвы обвиняют жен, «яко си жито или обилье держат» . Опираясь на
приведенные указания языка, приходим к заключению, что Белбог должен быть
тождествен с Све(я)товитом, богом дневного и весеннего (= ясного) неба; без
сомнения, первоначально это были только фонетически различные, но существенно
равносильные прозвания одного и того же божества. В дальнейшем ходе развития за
Световитом удержано
древнейшее представление владыки неба, который не только блистает солнечным
светом, но и творит весенние грозы, сражаясь с темными тучами; а с именем
Белбога, кажется, по преимуществу сочеталось понятие дневного света = солнца.
Такое положение подкрепляется известным в немецкой мифологии, соответственным
славянскому Белбогу, названием: Baldag, Beldeg (сложное из бел и dag, dag, tag)
- богом света, белого дня, сыном
Одина.
b) Слова свет (светить) и свят (святить) филологически тождественны; по
древнейшему убеждению святой (серб. свет. илл. svet, ченгск. swaty, пол. swiety,
лит. szwentas, szwyntas, др.-прус. swints, летт. swehtas, зенд. cpenta) есть
светлый, белый ; ибо самая стихия света есть божество, не терпящее ничего
темного, нечистого, в позднейшем смысле - греховного. Понятия светлого, благого
божества и святости неразлучны, и последнее -прямой вывод из первого. Так от
санскр. div - светить, блистать, играть лучами образовались греч. Zzvq (родит.
Дюz;), лат. deus - бог, (50) divus - божественный, святой, dives - богатый, dies
- день, сибир. дивно - много, изобильно, богато (сравни: сухмень - засуха, сушь
- жаркое время и сухо - много, несметно), дивный - чудесный, славный, красивый;
на то же совпадение понятий, какое встречаем в лат. deus и dives, указывает наше
богатый, производное от бог ; слова «свет» и «день» сопровождаются у нас
эпитетом божий, а «искра» называется святою: «свиту божого не видно», «свята
искра» . |
|