Дворовой
- дух-хранитель двора у славян, он являлся покровителем домашнего скота и всех
дворовых дел.
Тем не менее, его относили к не самым добрым духам и сближали по природе с овинником
или банником. В описании дворового соединились
традиционные черты домового и свойства оборотня,
взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой
описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими
ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или
кот.
Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у
нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки,
ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит,
ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в
сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на
кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый,
глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие,
рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый,
руки как у человека, только кохти загнутые. Весь
Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются
так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем.
По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально
подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся
хвоей ("ведьмина метла"').
Связанные с дворовым обычаи носили охранительный
характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на
двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог
принять их облик,
.
Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил
ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом
или через овчинную шубу, разостланную в воротах.
Предполагалось, что временами дворовой начинает
пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового
или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку, а так же обережный камень с дыркой
под названием "Куриный бог". Считалось, что все это отпугнет
злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями.
По большим праздникам
ему оставляли угощение, при переезде на новое место
почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.
Как ни просто деревенское
хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся обстановка домашнего быта, но одному
домовому-доможилу со всем не управиться. Не только у богатого, но у всякого
мужика для домового издревле полагаются помощники. Их работа в одних местах не
считается за самостоятельную и вся целиком приписывается одному "хозяину". В
других же местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего духа в
отдельности. Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он
же и гуменник)и шишимора-кикимора;
лешему помогает
полевой,
водяному -
ичетики и
шишиги вместе с
русалками.
Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства,
а но характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все
рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он невзлюбит
(всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, то
скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же путает ей гриву, обрезает и
общипывает хвост и проч. Это для него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни
подвешивает убитую сороку, так как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу
птицу Это его, наконец, стараются ублажать всякими мерами, предугадывая его
желания, угождать его вкусам не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей
(соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же
случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их
вводят во двор, пригоняя с базара не иначе, как через овчинную шубу,
разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки
ухаживаю г около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит малышей и
может либо изломать, либо и вовсе задушит. Поэтому таких новорожденных и
стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе с ребятами, окружая их
таким же попечением, принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как
говорят, "водомляют" (сродняют с домом) На дворе этому домовому не подчинены,
одни только куры , у них нмеется свои бог.
При6егая к точно таким же мерам умилостивления дворового, как и
домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели и дворовой точно так
же то миролюбив, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурить,
причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях
применяют решительные меры и вместо ласки и убеждений вступают с ним в открытую
борьбу и нередко в рукопашную драку.
По вологодским местам, крестьяне, обезумевшие от
злых проказ дворовых, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором
"Boтi тебе, вот тeбe за то то и вот это" . По некоторым местам (например, в
Новгородской губернии) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из савана
мертвеца, вплетает ее в треххвостую ременную плеть и залепляя воском. В самую
полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой руке, он идeт во двор и бьет
плетью по всем углам хлева и под яслями авось как-нибудь попадет в виновного.
Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят
между собой соседние дворовые, - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни
предусмотреть . В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде Васьяновской
волости) злой "дворонушко" позавидовал своему соседу, доброму "дворовушке", в
том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой
провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь с реки воду.
Лил добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сровняется с краями, да так и не
дождался и с горя на месте повис под нижней тубои лошадки, ледяной сосулькой в
виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть
(записанная в деревне Куропской как событие 80-х голов прошлого столетия)
"Жила у нас старая девка, незамужняя, звали ее Олькой. Ну, все и ходил к ней
дворовушко спать по ночам и всякий раз наплетал ей косу и наказывал "Если ты
будешь ее расплетать, да чесать, то я тебя заломаю" Так она и жила не чесала и
не мыла головы, и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и
когда был девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю, старую
девку, невесту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать косу и долго не могли ее
расчесать, так закрепил ее дворовушко. На другое утро надо было венчаться -
пришли к невесте, а она в постели лежит мершая, и вся черная. Дворовушко ее и
задавил"
Не только в трудах и делах своих дворовои похож
на домового, но и внешним видом oн ничем не отличается (так же похож на каждого
живого человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывают первому,
служит лишь повторением того, что говорят про второго. И примечательно, что во
всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из северных лесных
губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы Великороссии (из
губерний Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях из этих губернии
замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь напластывается
наибольшее количество приемов символического характера, с явными признаками
древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят дворового в Орловской
губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя
бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную
от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву:
- Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю:
скотину прими - попой и накорми.
Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того,
который подносят этому же духу на севере, в лесах, - на навозных вилах или на
кончике жесткой плети.
Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как
домовой-доможил для каждой избы, и
банники для всякой бани,
овинники или гуменники для
всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг,
прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами). Вся эта нечисть - те
же домовые, отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жительства и по
затейным проказам. |
|